АНАЛИЗ ПРИЧИН И ФАКТОРОВ АРМЯНО -АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАГОРНО - КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

АНАЛИЗ ПРИЧИН И ФАКТОРОВ АРМЯНО -АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАГОРНО -  КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

Представляется, что более реально и справедливо, в конце концов, отказаться от государственных границ и признать за всеми гражданами Земли равные права независимо от национальности и социального происхождения.

(В. Пряхин, Центральная Азия и Кавказ, №6, 2002, стр.18).

4.1. Исследование политике - правовых аспектов и структуры армяне - азербайджанского конфликта

Анализ международных конфликтов, возникших после окончания «холодной» войны практически приходится начинать с нуля, так как современные условия, в которых оказались государства, кардинально отличаются от условий времен «холодной» войны. Конечная цель анализа конфликта - получение новых существенных и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработки на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов. Выработка рекомендаций по преодолению кризиса невозможна без знания и понимания того, как народы, жившие рядом друг с другом в течение многих десятков лет на относительно небольшой по площади территории Нагорного Карабаха, оказались настолько разведенными по разные стороны баррикад. Очевидно, была третья сила, которая устанавливала мир.

Азербайджан находился в составе Российской империи, а затем и Советского Союза. Сегодня государственно-территориальный комплекс Азербайджанской Республики сложился на юридической основе Московского договора между Советской Россией и Турцией от 16 марта 1921 года. Нагорный Карабах сохранил автономию в составе Азербайджана на основе решения пленума Кавбюро РКП(б) от 4 июля 1921 года. И в этом большую роль сыграли многие видные государственные деятели России, в том числе и некоторые лица армянского происхождения, правомерно считавшие большим благом сохранение хозяйственных и политических связей с Азербайджаном, чем с Арменией. За годы существования Азербайджана в составе Советского Союза, Армения не раз покушалась на его территориальную целостность. Это было и сразу после окончания Великой Отечественной войны, и в 1960-м, и в 1968-м годах. И при каждой такой попытке сепаратизм получал достойный отпор со стороны представителей государственно-политической элиты. Драматическим оказался для Азербайджана период горбачевской перестройки и первые годы государственной самостоятельности. Новые государства Южного Кавказа, и первую очередь Армения, ринулись в бой за возврат своих «исконных» земель. Именно Армения оказалась застрельщиком, начав еще в 1919 году войну с соседями. В итоге погибли 30% жителей Южного Кавказа, а Азербайджан лишился части своей исторической территории. Вследствие этого Нахичеванская автономная республика Азербайджана до сих пор отсечена от остальной части страны «Мегринским коридором».

Можно смело утверждать, что среди региональный конфликтов на пространстве СНГ, привлекающих пристальное внимание международного сообщества, армяно- азербайджанский нагорно-карабахский конфликт - один из самых крупномасштабных по своим политическим и гуманитарным последствиям. Значение нагорно-карабахской трагедии в том, что она отражает глобальные проблемы современного мироустройства, новые вызовы и угрозы международной безопасности и самому существованию нашей цивилизации.

Помимо ожесточенности, масштабности и значения в мировой истории как своеобразного детонатора всеобщего краха межнациональных отношений в рамках бывшего СССР, это противостояние имеет еще одну черту, объединяющую его с другими конфликтами - это трагическая безысходность в перспективах урегулирования, характеризующая противостояние в Абхазии, Южной Осетии, на Балканах и др. Эта безысходность позволила окрестить данный конфликт как «замороженный». Противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за территории Нагорного Карабаха представляется опасным не только в силу заложенного в нем потенциала этнической непримиримости и конфликтности, но и в виду возможности его неконтролируемой эскалации на другие регионы.

События в Нагорном Карабахе развивались по сценарию правого хаоса, преднамеренно создаваемого инициаторами конфликта, включая принятие всевозможных деклараций, постановлений, которые с международно-правовой точки зрения не дополняют, а противоречат друг другу.

***

После того, как 20 февраля 1988 года Сессия совета народных депутатов Нагорно -Карабахской автономной области обратилась с ходатайством в Верховный Совет СССР о передаче области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, 15 июня 1988 года Верховный Совет Армянской ССР принял решение о согласии на вхождение НКАО в состав республики. 1 декабря 1989'года Верховный совет Армении принимает постановление о воссоединении Армянской ССР и Нагорно -Карабахской автономной области, что юридически оформило агрессию Армении против Азербайджана.

В январе 1990 года Верховным Советом Армении был принят Государственный план экономического развития Республики на 1990 год, в который был включен Нагорный Карабах. В Декларации независимости Армении, принятой и сентябре 1991 года Парламентом Армении, вновь подтверждается совместное постановление о воссоединении Армении с Нагорным Карабахом. В июне 1992 года Верховный Совет Армении принимает Постановление о неприемлемости для Армении каких-либо международных или внутренних документов, в которых Нагорно-Карабахская область была бы указана в составе Азербайджана. В частности, в постановлении говорится: «С целью обеспечения безопасности «НКР» и ее населения обеспечить их защиту со стороны Республики Армении... Провести в жизнь в Республике Армения целенаправленную военную мобилизацию в связи со сложившейся ситуацией...и считать необходимым проведение работ по сохранению военных тайн». Таким образом, политико-правовая агрессия Армении в виде всяких противоречащих Конституциям СССР и Азербайджанской ССР Постановлениям и Решениям не исключала военную агрессию, которую Армения не признавала.

В 1988 года НКАО входила в состав Советского Азербайджана и не имела, согласно Конституции СССР статуса, позволяющего ей но своему желанию отделиться от одной республики, чтобы войти в состав другой республики. Таким образом, и ходатайство НКАО от 20 февраля 1988 года, и постановление Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 года юридически ничтожны, так как противоречат Конституции того государства, в состав которого НКАО на тот момент входило. Также с правовой точки зрения недействительно решение Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 года. Естественно, Советское руководство не могло вынести решения об отделении Нагорного Карабаха от Азербайджана. Но при этом с целью недопущения массовых вооруженных столкновений руководство СССР ввело в Нагорном Карабахе режим чрезвычайного положения. Очевидно, что с самого начала при решении проблемы НКАО была выбрана ошибочная позиция. Советское руководство должно было выполнять роль независимого арбитра и гаранта взаимных прав и обязанностей Азербайджанской Республики и областных властей, поскольку именно они являлись сторонами конфликта в бывшем СССР, а не Армении с Азербайджаном. На этом этапе, когда конфликт носил только внутригосударственный характер, требование об отделении области из состава Азербайджана имело бы свою антитезу в виде решения о роспуске автономии, так как согласно Конституции СССР право на самоопределение имели только союзные республики.

Если до 1991 года конфликт носил внутригосударственный характер, то после провозглашения Верховными Советами Азербайджана и Армении Деклараций независимости создался международный контекст конфликта. Азербайджан был признан мировым сообществом независимым государством в административных границах союзной республики и, следовательно, Нагорный Карабах в рамках международного права является неотъемлемой частью Азербайджана, т.е. независимость Армении и Азербайджана сделала объединение Нагорного Карабаха с Арменией юридически неправомерным с позиций норм международного права. Армения же в Постановлении, принятом ее Верховным Советом в июне 1992 года, фактически признала территорию Нагорного Карабаха территорией Армении. Таким образом, в начальной стадии армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт имел квалификацию внутриполитического конфликта, субъектами которою были руководящие органы СССР и Азербайджанской ССР, с одной стороны, и НКАО в составе Азербайджана, с другой. Поскольку в НКАО в результате этнических чисток оставалось исключительно армянское население, и конфликт носил характер ир- редентизма, то он является межэтническим с ярковыраженной политической окраской, а посягательство Армении относит конфликт и к этнотерриториальным.

После принятия Декларации независимости Армении в 1991 году, усилия армянской стороны были нацелены на достижение военной победы и на де-факто отделение Нагорного Карабаха, а в 1992 году было объявлено о независимости Нагорного Карабаха (в виде «Нагорно-Карабахской Республики» - «НКР») в результате референдума, состоявшегося без участия неармянского населения, ставшего жертвой этнических чисток. Референдум подобного рода имеет юридическую силу только при участии всего населения и с согласия центрального правительства государства. Независимость "НКР" международным сообществом юридически не признана.

Постановление Верховного Совета Армении, принятое в июне 1992 года, о неприемлемости для Армении каких-либо международных или внутренних документов, в которых Нагорно-Карабахская область была бы указана в составе Азербайджана, позволило квалифицировать конфликт как межгосударственный.

* * *

В межэтнических конфликтах, имеющих в первую очередь этнотерригориальный характер, концептуально существуют территориально сопряженные пары этносов - антагонистов. К ним, как правило, примешан этноконфессиональный оттенок, если пары-антагонисты принадлежат к разным религиям. Если нет религиозных противоречий, то территориальный конфликт обретает этнополитический оттенок. Межэтнические конфликты быстро затухают, если пары - антагонисты не получают помощь извне: либо от заинтересованных государств, либо от определенной финансово - клерикальной или социально - политической группировки. Суть в том, что конфликт в «чистом виде», без внешней подпитки со стороны, исчезает сам собой вследствие ограниченности ресурсов одной (или обеих) из конфликтующих сторон. Поэтому все конфликты носят многоплановый характер, то есть дестабилизация на межэтнической почве имеет многополюсный базис. Индивидуализируют же их конкретные причины. События в горячих точках Кавказа взаимосвязаны и влияют друг на друга, а источник общий: этноконфесиональные, национальные, территориально-административные проблемы.

Армяно-азербайджанский нагорно- карабахский конфликт можно отнести к случаям сложных конфликтов, исходя из того, что конфликт для Азербайджана, как внутригосударственный, так и межгосударственный. Во - вторых, в этом конфликте сталкиваются интересы великих держав, Армения поддерживается влиятельной армянской диаспорой в США, Франции и других западных государствах, а также армянскими террористическими организациями, одержимыми идеей о «Великой Армении». То есть, конфликт имеет подпитку. Один из высокопоставленных деятелей армянской церкви так ответил на вопрос - как отстоять право армян в Карабахе?: «Мы не одиноки. На наших братьев в диаспоре не наложены никакие политические ограничения. Они могут перед правительством ратовать за наше правое дело, и этот нажим, несомненно, не замедлит сказаться». Вскоре в защиту «чаяний миллионов армян» выступил губернатор штата Калифорния Д.Думкачян. Похожее давление сделали и некоторые политические деятели Запада. В их позиции явно просматривалась надежда, что события в Нагорном Карабахе и вокруг него подобно цепной реакции, перекинулся на другие регионы страны. По замыслу, начавшийся конфликт не должен был затухнуть. Армянская церковь под лозунгом гласности требовала включения НКАО в состав Армении.

 

 

И ДРУГИЕ...