Медресе Сеида Яхья

Медресе Сеида  Яхья

Холодные, зимние месяцы 1426-го… Все заметили усталого, нагруженного дервиша, добравшегося до Баку из Шемахи, однако им было невдомек, что усталость эта никак не связана с дальностью пути, а продиктована событиями, запятнавшими духовность суфийского очага. Не смирившись с ними, он пустился в путь из Шемахи в Баку.

Той студеной зимой после смерти ширванского шейха Садраддина, начались споры о том, кто же станет муршидом тамошнего ханегяха. Еще при жизни Шейх Садраддин прилюдно заявлял о своем желании видеть любимого мюрида - Сеида Яхью своим преемником, объявив его муршидом. Однако после смерти шейха, дервиши, не пожелавшие выполнить его волю, воспротивились назначению Сеида Яхьи, в итоге избрав на этот пост мюрида по имени Пирзаде. Не смирившись с подобным решением, Сеид Яхья отправился из Шемахи в Баку. В то время ни он, ни мюриды суфийского очага в Шемахе и предположить не могли, что вскоре Сеид Яхья станет одним из великих мудрецов Востока, снискав почет и поддержку самого ширваншаха Халилуллаха I, основав в Баку знаменитый научный центр – медресе Сеида Яхья. Несмотря на то, что основным делом центра было проповедование учения Халватиййа, здесь также  изучались светские науки.

После прибытия в Баку, заручившись поддержкой Ширваншаха Халилуллаха I, он открывает первый крупный ханегях ордена Халватиййа. В своих произведениях Сейид Яхья неоднократно отмечал помощь и содействие Ширваншаха Халилуллаха I в строительстве ханегяха. Медресе Сеида Яхья стало истинным научным центром, в который съезжались люди из многих стран Востока.

Одним из показателей теплых отношений между Ширваншахом Халилуллахом I и великим суфием стало посвящение Сеидом Яхья произведения «Кяшвюль-гюлюб» правителю. Это произведение предваряет посвящение: Я написал сей труд волею самого справедливого из всех эмиров, соименника Халилур-Рахмана – Султана ибн Султана Амира Халилуллаха, благодаря покровительству и покою, найденному мной в его цветущем государстве».

 Сеид Яхья возглавлял свой научный центр до 1466 года, мюриды и ученики, съезжавшиеся к нему со всех концов света, смогли обогатиться его знаниями. О медресе Сеида Яхья слагались легенды, передававшиеся из уст в уста. Говорят, под конец своей жизни Сеид Яхья полгода голодал, перекусывая лишь раз в 15 дней.  При смерти он попросил мюридов молиться не о его исцелении, а вознести молитвы Ширваншаху Халилуллаху, покинувшему этот мир 8 месяцев назад. Свою просьбу Сеид Яхья объяснил так: «Он выполнил в этой жизни самую главную миссию – поддержал науку. Человек, построивший научный очаг, достоин всяческих похвал и молитв».

Эльмин Нури

 

 

 

И ДРУГИЕ...