Армяно-азербайджанский конфликт: причины и последствия

Армяно-азербайджанский конфликт: причины и последствия

Хаган Мамедов

Стратегически важный и богатый нефтегазовыми ресурсами каспийский регион всегда был средоточием соперничающих торгово-экономических и предпринимательских интересов, а Азербайджан - на данный момент, рассматривается ведущими державами как важный геостратегический и экономический форпост их проникновения в каспийский регион.

Южнокавказский регион обладает значительным потенциалом общего развития, что обусловлено его ресурсами, геополитическим положением, духовно - культурным наследием, содержащим объединительные начала, общие для государств этого региона и др. Но этот потенциал может проявить себя только в условиях политической и военно-политической стабильности. В иных условиях возможности этого потенциала не реализуются в силу ряда как объективных, так и субъективных причин, одними из которых является межэтнические конфликты.

Анализ развития региона даст представление о его исключительно сложном и проблематичном историческом и политическим наследии, показывает, что уже со времен завоевания Кавказа великими империями он стал одним из самых стабильных районов мира. После окончания «холодной войны» возник вопрос о контроле над энергоресурсами и маршрутами их транспортировки из внутренних районов Евразии. Сегодня борьбу за нефть и геополитическое влияние в регионе ведут не только страны, но и частные компании.

Конфликты на Кавказе оказывают воздействие как на позиции и возможности региональных держав, так и на всю геополитическую ситуацию в СНГ, так как страны региона получили шанс стать одной из крупнейших транспортных и коммуникационных коридоров как между Севером и Югом, так и между Востоком и Западом. Перед новыми государствами Кавказа все еще стоят серьезные проблемы, связанные с их национальной безопасностью, решением конфликтов, установлением прочною мира и стабильности на постсоветском геополитическом пространстве.

Безопасности Кавказа угрожают борьба за нефть, межнациональные разногласия, неопределенность и непредсказуемость. Армянские сепаратисты, стремящиеся к объединению тех земель, которые согласно их укоренившимся представлениям считаются их историческими территориями, в своих требованиях вышли за рамки защиты прав армянского населения ИКАО. На первом плане они имеют своей целью административное размежевание по этническому принципу. Это повлекло вытеснение неармянского населения и террористические акты против него, создание «этнически чистых» районов и призывы к исправлению «исторической несправедливости».

Необходимо отметить, что аргументация от истории и попытки обоснования «справедливости» или несправедливости современных границ рассуждениями о том, кто раньше проживал на той или иной территории, никогда не были продуктивными и всегда служили источником национализма и конфликтов. Но эти рассуждения создают в обществе определенный психологический настрой и составляют основу соответствующих политических установок. Что касается армянского сепаратизма, то его мобилизующим фактором является представление об исторической несправедливости, а своеобразным «мотором» продвижения национальной идеи - армянская диаспора в Европе и США, относящаяся к числу наиболее многочисленных, хорошо организованных и сохранивших связи со своей Родиной.

Поскольку во многих районах Армении, а также в НКАО азербайджанцы и армяне проживали совместно в течение многих десятков лег, то создание в этих регионах моноэтнического государства мирным путем было невозможно.

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, вышедший на поверхность после окончания «холодной» войны, имеет свою предысторию, на которой необходимо кратко остановиться, чтобы правильно проанализировать его.

Предпосылки армянского вопроса сложились еще в XVIII веке. Разбросанный по всей Турции армянский народ рано выделил из себя торговую буржуазию. По мере наступления западного капитализма на Ближний Восток западные державы начинают все интенсивнее искать поддержку в средней торговой армянской буржуазии, используя ее в своих начинаниях, направленных на разрушение натурального хозяйства Турции. С одной стороны, царская Россия стрем пласт, к захвату Черного моря, Босфора и Дарданелл, прикрываясь лозунгами «борьбы за освобождение христиан от ига мусульманской Турции». C другой стороны, эта попытка царской России была отбита главной ее соперницей на Ближнем Востоке - Англией. Англия посулила армянам «Великую Армению» от «моря де моря». Одновременно Англия тайным договором с Турцией получила Кипр в обмен на обязательство защищать ее от царской России, бросив турецких армян на произвол судьбы. Однако армянские сепаратисты гак и не отказались от своих «великоармянских» надежд.

Что касается Азербайджана, то в XVIII веке влияние государств, соперничающих за Азербайджан и придерживающихся политики «разделяй и властвуй», привело к возникновению ряда ханств. На территории Азербайджана возникли Бакинское, Карабахское, Кубинское, Иреванское, Нахичеванское, [Пекинское и другие ханства. На рубеже XVIII-XIX вв. усиливаются разногласия между Ираном, Турцией и Россией за влияние на Кавказе, и ведение войн за азербайджанские земли существенным образом сказалось на судьбе азербайджанского народа.

Научными исследованиями убедительно доказано, что Карабах территориально и политически всегда входил в состав всех государств исторического Азербайджана с III века до н.э. по XIX век, а в 1828 году окончательно был присоединен к российской империи.

После заключения со шведами Ништадского мирного договора в 1721 году царь России Петр 1 обратил свои имперские стремления на прикаспийские территории, захватив в 1723 году Баку. Для укрепления своих позиций на этих землях, в основном заселенных мусульманами, Петр 1 считал необходимым переселить на эти земли христиан и, в частности, армян. Эта политика, заложенная Петром I, была продолжена и другими правителями царской России. В 1802 году царь Александр I в своем письме Н.Д.Цицианову писал: «Во что бы то ни было армяне должны быть использованы... в тех или иных ханствах Азербайджана». Армянские националисты, являясь инструментом в реализации политики царской России, выгодно пользовались имперскими стремлениями для продвижения идеи создания «Великой Армении». По Гюлистанскому договору (12 октября 1913 года) Северная часть Азербайджана (Карабахское, Гянджинское, Шекинское и др. ханства) переходила России. С 1817 года после появления в Закавказье генерала Ермолова почти все ханства утратили свою независимость, а Карабахский хан Мехти Кули бежал в Персию (Иран). Согласно статье 3 Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года) к России присоединились также Иреванское и Нахичеванское ханства. Сразу после заключения Туркменчайского договора, Николай I своим указом от 21 марта 1828 года образовал на территории Иреванского и Нахичеванского ханств административно - территориальную единицу «Армянская область». Согласно пункту 15 Туркменчайского договора было осуществлено массовое переселение армян из Ирана в Карабах, Иреван, Нахичевань: «...будет предоставлен жителям годичный срок, считая от сего числа, для свободного перехода со своими семействами из Персидских областей в Российские...». Аналогичный процесс был реализован царской Россией после завершения войн с Турцией (1829 и 1878 годы)

Несмотря на это, в конце XIX века Иреванская губерния все же занимала на Кавказе третье место по количеству поселений азербайджанцев после Бакинской, Гянджинской губернии. Но число азербайджанских поселений в этой губернии резко сократила армяно- мусульманская война 1905 - 1906 гг. и мартовские события 1918 года.

5 июля 1921 года Кавбюро ЦК постановило: «... исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуша».

Процесс перестройки и гласности в СССР вызнали новую волну территориальных притязаний. Армянские националисты начали действия по изгнанию азербайджанцев из Армении и Карабаха. В результате десятки тысяч людей нашли убежище в палаточных городках, превращены в руины оккупированные города и села Азербайджана, и террористические акты со стороны армянских боевиков не прекращаются по сей день.

Мировое сообщество осознает, что этот конфликт происходит не из-за «древней вражды» или религиозного и культурного разногласия. Действительные причины конфликта гораздо более прозаические: это конфликт интересов между региональными факторами и внешними силами, равно как и просто борьба за территорию.

В работе отмечена связь между миротворчеством в конфликтах и маршрутом нефтепроводов. Проблемы миротворчества и нефтяной дипломатии сплелись в очень сложный геополитический узел. Первоначально держаны пытались камуфлировать то, что в их планах конфликты и нефть - средства геополитического манипулирования Кавказом. Не случайно, наверное, основные кураторы нефтяной игры и миротворчества (США и Россия), предпочитали затушевывать геополитическую подоплеку конфликтов, а также- наличие связи между конфликтами и трубопроводными проектами. Они обращали внимание на «внутренние» мотивы конфликтов (политические, этнические, конфессиональные и т.д.). Подобная идеология позволяла им представлять в позитивном ракурсе миротворческое и нефтяное внедрение в регион. Но вскоре всем стало ясно, что на деле державы ведут жесткую геополитическую войну за Кавказ, и наличие конфликтов дает им благоприятную возможность для внедрения в регион и манипулирования его развитием. Сохранение конфликтов в режиме «ни войны, ни мира» придает актуальность миротворческим усилиям мировою сообщества.

Однако сильные державы все-таки заинтересованы в обстановке мира и стабильности в регионе, а незатухающие конфликты обязаны своим развитием националистической идеологии сепаратистских групп, и только высокая политическая культура общества того государства, которое является инициатором этнотерриториального конфликта, может гарантировать справедливое решение конфликта или его затухание.

 

 

И ДРУГИЕ...