Сона ханум Мехмандарова – Красавица из азербайджанских субтропиков

Сона ханум Мехмандарова – Красавица из азербайджанских субтропиков

Фамилия” Мехмандаров” у нас в первую очередь ассоциируется с генералом царской армии, единственным полководцем мусульманского вероисповедания, награжденным Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами, за период I мировой войны и военным министром Азербайджанской Демократической Республики Самед беком Мехмандаровым, и Абдул Керим Мехмандаровым, окончившим Медико-хирургическую академию в Петербурге и возглавлявшим шушинскую ветвь организации “Дифаи” (Защита), созданной в своё время в Гяндже. Но мало кто знает, что род Мехмандаровых связан как с Шушой, так и с Лянкяраном.

 

Самед бек Мехмандаров происходил из лянкяранской линии азербайджанского бекского рода Мехмандаровых. Сама фамилия” Мехмандаровы” была образована в начале XIX в. от названия должности, которую занимали предки этого рода при дворе ханов Карабахских («мехмандар» – должностное лицо, в обязанности которого входил прием прибывающих чиновников и гостей).

Сона ханум Мехмандарова появилась на свет в середине 90-х годов XIX века (точная дата её рождения не установлена, приблизительно середина 1894-1896 гг.) в семье лянкяранского градоначальника Наги бека. Дело в том, что она является дочерью лянкяранского градоначальника Наги бека Мехмандарова и племянницей Самед бека Мехмандарова, легендарного генерала артиллерии русской армии. Получив прекрасное воспитание и безупречное образование, Сона окончила гимназию и намеревалась продолжить свою учёбу, но… Видно ей на роду было написано другое.

 

Кровавая драма 

По словам современников, Сона была не просто хороша собой, но и поразительно обаятельна.
Ее манеры, такт и доброжелательность покоряли многих. Сваты обивали порог дома Наги бека. Но родители девушки и она сама отвергали настойчивых женихов, не подозревая, что такая разборчивость обернется кровавой драмой. Один из претендентов на руку и сердце дочери Наги бека, некий Ахмед Зейналов, смириться с отказом не захотел. Сейчас уже не установить, из уязвленного ли самолюбия или отчаяния от неразделенной любви, но Ахмед задумал месть. И осуществил ее жесточайшим образом. Вместе с другом Халилом он ворвался ночью в дом Наги бека и нанес спавшему хозяину дома множество смертельных ран. Тело Мехмандарова убийцы бросили в море. Но следы преступления замести им не удалось: нашелся свидетель кровавой расправы – слуга Наги бека. Убийцы были арестованы и по приговору суда отправлены на каторжные работы в Сибирь.
После этой жуткой трагедии Сона ханум оставаться в Лянкяране не могла. Она переехала в Баку, к родственникам матери. И здесь красавица вновь оказалась в центре всеобщего внимания.
Появилось большое число женихов, претенденты на ее руку, сердце и немалое состояние, вереницей потянулись к дому, где она проживала. Но ей удалось отстоять свою независимость.
Но чему ей не удалось противостоять, так это настойчивым уговорам принять участие в смотре бакинских красавиц. Конкурс, проходивший в новом здании общественного собрания (нынешняя Филармония) и собравший весь бакинский бомонд, единодушно назвал победительницей красавицу из Лянкярани.
История не сохранила воспоминаний о том, как реагировала девушка на победу, как восприняла это первое официальное признание её непревзойденной красоты. Известно лишь одно – бакинский конкурс стал переломным моментом в её яркой и, как позже оказалось, совсем непростой судьбе.

С того смотра на сцене общественного собрания начался её блистательный путь в мир красоты и моды.

Троянский конкурс красоты

Если верить преданиям, то впервые поисками "красавицы номер один" на государственном уровне занималась ассамблея... Трои! И произошло это двадцать семь столетий тому назад - философы, поэты, воины и политики выбрали самую красивую девушку древнего города. Далее справочники утверждают, что несколько веков спустя шейхам и султанам, лениво развалившимся в гареме турецкого города Анатолии, пришла в голову подобная идея. И в древнекитайской литературе содержится подробное описание подобной процедуры. Не миновала сия чаша и нас, то есть Закавказье. 
В одной из книг ХVI века так описаны обязательные признаки женской красоты: "Три вещи должны быть белыми: кожа, руки, зубы; три - чёрными: глаза, брови, ресницы; три - розовыми: уста, щёки, ногти; три - длинными: талия, волосы, руки; три - короткими: зубы, уши, ступни; три широкими: грудь, лоб, переносица; три - круглыми: груди, шея, подбородок; три – полными: плечи, бёдра, икры; три - тонкими: губы, волосы, пальцы; три - маленькими: соски, голова, нос".
Сара ханум Мехмандарова полностью подходила под все эти стандарты, не считая коротко подстриженных по тогдашней моде волос. Ее внешность, естественно, не осталась незамеченной, и, приняв участие в конкурсе, она получила звание лауреата Тифлисского конкурса "Мисс Кавказ".

Затем наша красавица замахнулась на российские регалии, был головокружительный успех, и Сона Мехмандарова стала обладательницей титула “Мисс Россия". 

 

Первая и последняя азербайджанка - "Мисс мира" 

Вслед за первым триумфом последовали и другие. Сначала – звание лауреата Тифлисского конкурса "Мисс Кавказ". Затем – головокружительный успех на общероссийских смотринах красавиц и титул "Мисс Россия".
Но кто хоть раз встал на стезю успеха, тому уже трудно остановиться. Она пошла дальше, покорила Париж и в 1912 году получила титул "Мисс мира".  Французские газеты на первых страницах поместили фотографию азербайджанки с главными призами конкурса – Гран-при и изумрудной короной на голове.
Все сулило счастье и удачу. Переехав после парижского триумфа в Петербург, Сона Мехмандарова, обладательница богатого состояния и признанная "Мисс мира", приобрела роскошный особняк в центре российской столицы и активно включилась в светскую жизнь. Питерские кавалеры при виде очаровательной южанки теряли голову. Но, по существовавшим тогда условиям, победительница конкурса красоты не имела права в течение года выходить замуж.
Тут грянула Первая мировая война, спутавшая все карты. В поисках поддержки Сона ханум вышла замуж за богатого дагестанца – некоего Урузова, также обитавшего в Петербурге. Ее выбор не понравился большинству родственников. История молчит, о том, чем же не угодил её родственникам Урузов.
В начале 60-х Сона ханум проживала в Москве, где у нее также, по всей видимости, была квартира. Интересный момент, характеризующий Сону ханум: когда ей стало плохо, родственники вызвали для нее скорую. Несмотря на свое состояние, она потребовала зеркало и косметику, чтобы привести себя в порядок. Воистину, женщина с большой буквы.

Подруга Луначарского

Сона также была близко знакома с Анатолием Васильевичем Луначарским - с наркомом просвещения РСФСР до 1929 года. Видимо, дружба с ним и помогла ей пережить ужас послереволюционных репрессий, которые не смогли пережить прямые представители многих древнейших родов. 
Так как многие в спешке сжигали все документы и фото, не осталось почти никаких фотографий, свидетельствующих о родстве с такой фамилией, как “Мехмандаров”. Когда в конце 30-х сносили Чемберекентское кладбище, то объявили всем, что те, у которых там могилы близких, могут забрать тела и захоронить на других кладбищах. Опасаясь преследований, родственники даже не дали о себе знать. В результате Самед бек Мехмандаров был перезахоронен на городском кладбище без присутствия близких. Такие вот были времена.
Очень многие страницы жизни лянкяранской красавицы покрыты тайной, но то, что она была светской львицей и душой общества, не вызывает сомнений. Детей у нее не было. Естественно, прямых потомков не осталось.

 Девушка, покорившая мир своей красотой

Она вернулась в Баку лишь спустя более полстолетия – в 1966 году. Те немногие, с кем довелось ей общаться, вспоминают, что от ее былой завораживающей красоты не осталось и следа, и только мало изменившийся голос напоминал о прекрасной Соне. Прожила она на родине недолго. Похоронили ее на одном из бакинских кладбищ. Но осталась память о девушке из субтропиков, на заре ХХ века покорившей мир своей красотой.

Даже этой короткой истории хватит на сценарий великолепного фильма, который не только расскажет о днях минувших, но и не даст забыть о наших корнях, о том, что Париж мы покорили давно. Но не оружием, а красотой и обаянием. Надо помнить свою историю. 

 

 

И ДРУГИЕ...