Геноцид азербайджанских женщин учинённый армянами в 1918 - 1920гг
До сегодняшнего дня в азербайджанской историографии тема резни женщин, и дальнейшая участь оставшихся в живых не входила в объект специальных исследований. После восстановления Азербайджаном государственной независимости стало возможным всестороннее изучение процесса научного объективного исследования убийств и истязаний десятков тысяч жертв армянского геноцида. Сегодня одна из актуальных проблем - раскрытие исторической правды о трагических событиях 1918-1920 годов по материалам документов, пролежавших десятки лет в архивах под грифом «секретно».
В архивах истории сохранились документы, факты, различные информации, относящиеся к 1918-1920 гг., касательно тотального геноцида мусульман. Документы, подтверждающие геноцид азербайджанцев, совершенный армянскими националистами, хранятся также в Архиве Политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики.
1. Тюркско-мусульманский геноцид
Впервые официальная политическая оценка мартовскому геноциду азербайджанцев в 1918 году была дана общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым. В указе Президента «О геноциде азербайджанцев» от 26 марта 1998 года официально подтверждается: «Против азербайджанского народа не раз учинялся геноцид, не получавший в истории политико - юридической оценки. Эта трагедия относится к не раскрытым страницам истории».
Государственные и политические деятели Азербайджана, со своей стороны, в начале ХХ века всесторонне проанализировали эти кровавые события и дали им свою оценку. М. Э. Расулзаде в своей статье, посвящённой мартовским событиям, назвал это «тюркско - мусульманским геноцидом». Он считал, что уничтожение мусульман входило в основательно продуманные планы большевиков, которые с помощью дашнаков претворяли их в жизнь.
Видный государственный деятель Азербайджана того времени А. М. Топчибашов считал, что большевики ради прихода к власти в Баку готовы были уничтожить все мусульманское население, включая женщин и детей.
Преступления дашнаков во главе со Степаном Шаумяном осудили и азербайджанские большевики. Видный государственный деятель Азербайджана Нариман Нариманов писал: « Как назвать преступления дашнаков Амирова и Стёпы Лалаева, учиненные в Шамахах?" Как известно, в начале апреля в 1918 года Степан Шаумян отправил в Шамаху С. Лалаева, и тот, собрав мусульманских женщин и детей в мечети, сжег их живьем. Н. Нариманов с чувством глубокой скорби отмечал: «В результате, мусульманские женщины и дети стали пленниками дашнаков при «заступничестве советского государства». И как можно молчать о «наших заступниках» - дашнаках по поводу их гнусных преступлений?». В свою очередь, и Мир Джафар Багиров на ХХII съезде Азербайджанской коммунистической (большевистской) партии в своем выступлении также дал оценку этим кровавым событиям: «В 1918 году Амазасп, Абрам Валуянц, полковник Аветисов боролись за установление советской власти. К сожалению, и я был участником отряда Амазаспа и был свидетелем того, что они учинили в Губе. Не говоря уже о том, что они натворили в Шамахах и других местах».
Для достижения своей цели, т. е. для того, чтобы присвоить чужие земли, армянские боевики проводили политику этнической чистки. Они терроризировали мирное мусульманское население, изгоняли азербайджанцев из своих домов, нападали на их села, убивали и грабили местное население.
2. Деятельность Комиссии по чрезвычайным расследованиям
Материалы Комиссии по чрезвычайным расследованиям, созданной в период Азербайджанской Демократической Республики, имеют особое значение для изучения кровавых событий 1918 года. Перед молодым правительством независимой республики Азербайджана в 1918 году стоял ряд сложных задач. И одна из них - расследование преступлений армян против мирного азербайджанского населения. Прежде всего было принято решение расследовать массовое истребление азербайджанцев по этнической тюркско -мусульманской принадлежности в марте 1918 года.
15 июля 1918 года министр иностранных дел Азербайджанской Демократической Республики Мамед Гасан Гаджинский на правительственном заседании выступил с докладом о необходимости создания Комиссии по чрезвычайным расследованиям. Эта комиссия должна была воспрепятствовать деятельности бандитских армянских формирований, выявить личности тех, кто совершил эти преступления и определить объем нанесённого ущерба. Комиссия должна была зафиксировать все факты насилия и расследовать обстоятельства при которых они были совершены. Министр предложил не откладывая допросить всех пострадавших, собрать свидетельские показания и приобщить к делу фотосьемки и материальные доказательства.
3. Антиазербайджанская деятельность Бакинского совета в 1918 году
В конце марта 1918 года организатором геноцида азербайджанцев являлось руководство Бакинского Совета во главе со Степаном Шаумяном. В начале 1918 года позиции азербайджанских национальных сил, политической партии «Мусават» значительно укрепились. Это беспокоило большевиков. Бакинский Совет с помощью армянских националистов собирался разгромить азербайджанское национальное движение. В широком плане речь шла о насильственном изменении в городе Баку и Бакинской губернии демографического положения. Уничтожение азербайджанского населения осуществлялось на государственном уровне.
Советские историки представляли мусаватистов как антисоветчиков, и происходящие события, гражданскую войну трактовали таким образом, что якобы мусаватисты хотят свергнуть Бакинский Совет, и потому Степан Шаумян, мол, вынужден был принять против них карательные меры. Но исторические источники доказывают, что это был геноцид - уничтожение мирного мусульманского населения, и что злодеяния осуществлялись по национальному признаку.
4. Массовые убийства женщин в Баку и его пригородах
Во время мартовских событий от злодеяний армянских бандитов больше всего пострадали самые незащищенные слои населения - женщины и дети. Ясно, что женщины и дети не принадлежали ни к какой партии, в том числе «Мусаватской».
Свидетельских показаний о том, как армяне с особой жестокостью обращались с женщинами, много. Армяне знали, что для азербайджанцев честь семьи связана с этическим статусом женщины. И для того, чтобы нанести моральный удар азербайджанцу, надо убивать его жену, сестру, дочь, или же обесчестить их.
Согласно материалам FİK, только в одном Баку имеется захоронение 57 женщин с отрубленными ушами, носами, проколотыми животами. В одном из домов преступники пригвоздили 25-летнюю девушку к стене. А одну женщину - Хаджи ханум Аллахверди гызы,-убили, разрубив ей руку, отрезав грудь, сняв скальпель. Турецкий исследователь Гусейн Байкара отмечает, что трудно писать о десятках тысяч мусульманских шехидов, тюркских женщин, пострадавших от злодеяний изуверов. Они привязывали женщин за косы друг к другу и голыми уводили их - насиловали и убивали.
Материалы следствия содержат следующие факты: в злодеяниях против мирных азербайджанцев непосредственно участвовали и представители армянской интеллигенции. Одна из групп, состоящей из таких людей, ворвавшись в дом к одной азербайджанской семье расстреляла 8 женщин и детей. Очевидцы свидетельствуют, как армяне в спешке привязали женщин за косы друг к другу и уводили, избивая их прикладами винтовок. Один из руководителей армян хвастался затем в Баку перед своими знакомыми тем, что он в Шамахах изнасиловал 10 мусульманских девушек, и затем застрелил их из пистолета.
5. Геноцид женщин в азербайджанских провинциях
Армяне пролили кровь мусульманского населения также и в районах Азербайджана - Нахичеване, Карабахе, Зангезуре, Джаваншире, Сюрьмали и других местах. В этих районах вместе с вооруженными армянскими бандитами действовали также и правительственные вооружённые формирования Армянской Республики. Они уничтожали не только мусульманское население, но и в то же время инфраструктуру этих районов. Исследователь Аслан Халилов пишет, что «в Гарсе армяне проводили политику «арменизации» населения и уничтожали мусульман». Для достижения своих целей они не брезговали ничем, были готовы на самые неблаговидные поступки.
20 декабря 1918 года на собрании в азербайджанском парламенте, созванном в срочном порядке, обсуждался вопрос агрессии Армянской Республики против мусульманского населения Гянджинской губернии. Еще 15 декабря 1918 года депутат из Карабаха Аллахвердибеков делал запрос «о событиях, связанных со злодеяниями, совершенными в Карабахе бандитскими отрядами Андраника». На собрании парламента депутат Магеррамов выступил с докладом, осуждающим деяния бандитских отрядов Андраника, проливших кровь мусульман - мужчин, женщин, детей, стариков.
Армяне и в различных областях южного Азербайджана также совершили аналогичные злодеяния. Палач азербайджанского народа Андраник, со своими добровольческими отрядами, устроил террор в местах проживания тюрков - в Хое, Арзинчане и других местах. Они мучили, истязали, насиловали женщин.
Один из основателей и руководителей партии «Дашнакцутюн» Ованес Качазнуни признался, что в мусульманских селах «им часто приходилось применять оружие, размещать войска, уничтожать, убивать женщин и детей». Армянский историк А. Каринян отмечал, что сразу же после "февральского переворота", начались выступления дашнаков за расширение границ для создания национального государства армян.
В 1918-1920 гг. злодеяния армян и массовые убийства азербайджанцев сыграли роль катализатора в процессе консолидации среди азербайджанских женщин, способствовали активации пробуждения их национального самосознания. Межнациональный конфликт пробудил в женщинах Азербайджана чувство патриотизма, повысил их национальное самосознание, усилил их социальную активность. Следует отметить и то, что каждый раз в ХХ веке при возникновении серьёзных проблем, приводящих к ослаблению государственной власти или же его развалу, армяне на Кавказе тут же начинали свою подрывную деятельность против азербайджанцев, пытаясь изгнать их со своих исконных земель.
Лятифа Алиева
Заместитель директора Архива политических документов
Управления делами Президента Азербайджанской Республики
Галерея
И ДРУГИЕ...
-
ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА МУСЫ ЯГУБА «ЦВЕТНИК»
Агентство переводов ГЦПА выпустило красочно иллюстрированный сборник «Цветник» Народного поэта Азербайджана Мусы Ягуба, куда вошли стихи...