Шехиды 20 Января в памяти очевидцев трагедии

Шехиды 20 Января в памяти очевидцев трагедии

Воспоминания очевидцев трагедии, разыгравшейся на улицах Баку 20 января 1990 года, когда советские войска устроили кровавую резню мирного азербайджанского населения.

Московская пресса назвала людей, вышедших в январе 90-го на мирные демонстрации и жестоко убитых, экстремистами. В нашей публикации собраны свидетельства врачей, оказавших помощь жертвам военного террора в ночь с 19 на 20 января 1990 года.

Врачи бакинских больниц так вспоминают те трагические события...

Вугар Юсифзаде - врач 1-й Клинической больницы (в 1990 году больница им. Семашко):  

В ночь на 20 января я был неподалеку от Сальянских казарм. С территории военной школы в нашу сторону направились танки, в них сидели молодые солдаты. К нам подошел офицер и попросил дать дорогу танкам, мы сели на асфальт перед военной школой. В этот момент в нашу сторону были брошены дымовые шашки. Когда дым рассеялся, мы увидели, что в 50 шагах от нас стоят военные. Мы услышали приказ командующего и скрежет автоматов.

Солдаты закричали «Ура», «Вперед», и ринулись на толпу примерно из 40 человек, в числе которых были женщины. Возникла паника, и мы побежали. За спинами мы слышали автоматную стрельбу, несколько человек получили ранения.

Так они расчистили себе дорогу, а вслед по спинам упавших людей прошлись танки.

Эльдар Алиев - врач-анестезиолог Клинического экспериментального хирургического института:

В ночь на 20 января, когда началась стрельба, многие наши хирурги, у кого были машины, немедленно приехали на работу. Раненые поступали в больницы после часа ночи, а первая операция была проведена в 02:00. Всю ночь врачи без остановки проводили одну операцию за другой. Под утро мы узнали, что и в других клиниках города наблюдалась аналогичная картина.

Нушаба Асадзаде - врач-терапевт:  

Трупы собирали в ванные комнаты, а оттуда вывозили в морги. В ночь на 20 января ежечасно поступали раненые, их число росло. Во всех кабинетах, в том числе и в перевязочных пунктах, проводились операции. Мест не было. 20 января под утро и в последующие дни количество поступивших раненых росло.

Адалат Рустамов - хирург Больницы Скорой медицинской помощи:

20 января ровно полпервого ночи в больнице отключили свет. Мы проводили операции при свечах, затем принесли керосиновые лампы. К счастью, у больницы был свой генератор, и нам удалось его запустить.

Д.Гусейнов - хирург:

Я 35 лет работаю хирургом, многое доводилось видеть, но таких чудовищных ранений я не видел за всю свою медицинскую практику. У поступивших 20 января раненых одной пулей были пробиты не только внутренние органы, но и кости.

Фуад Абдуллаев - врач Клинической больницы имени Миркасимова:

В ночь на 20 января я был на дежурстве и видел, что военные не пускали наших врачей и медсестер к раненым и умирающим. Перед нашей больницей и возле памятника XI Красной армии было много раненых и убитых, танки здесь открыли огонь по мирному населению.

Джахангир Атакишиев - врач-уролог Клинической больницы имени  Миркасимова:

Мы с Фуадом были на дежурстве в ночь на 20 января. Когда началась стрельба, я поднялся на крышу. Я увидел чудовищное по своей жестокости зрелище: танки кружили на площади перед памятником XI Красной армии, стреляли и давили мирных жителей, направляясь дальше на городские проспекты.  Мирные жители не произвели в сторону танков ни одного выстрела, они были безоружны. Жертв было много, так как на площади не было места, где можно было бы укрыться от танков.

М.Гасымов - в 1990-м году главврач Республиканской больницы:

21 января в больнице закончились перевязочные материалы, антибиотики и обезболивающие. Донорская кровь была в достатке, так как с утра люди стали приходить на станции переливания крови и сдавать кровь. К нам в больницу тоже приходили добровольцы и сдавали кровь, наши врачи и медсёстры пополняли банк крови. Врачи из Агсу, Бейлагана, Шемахи и других городов республики снабжали нас лекарствами и всем необходимым для проведения операций.

Из материалов Следственной комиссии:

22 января 1990 года на сессии Верховного Совета Азербайджанской Республики была создана следственная комиссия для расследования событий 20 января. Перед комиссией была поставлена цель - выявить организаторов и исполнителей кровавой резни в отношении мирных граждан Азербайджана, учиненной войсками Министерства Обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел.

Рассказывает заместитель Следственной комиссии Тамерлан Караев:

В работе комиссии приняли участие депутаты Верховного Совета, представители общественности, министры здравоохранения, юстиции и внутренних дел, председатель Верховного Совета. В комиссию поступала информация не только из Баку, но и из регионов республики.

Смерть настигла людей в разных обстоятельствах, некоторые были убиты при выходе из дома. 12-летняя Лариса Мамедова, услышав звуки стрельбы, выскочила на балкон, где и была убита. Отец побежал за ней, был ранен и потерял сознание. Весть о смерти дочери он получил в больнице, куда был доставлен.

В последующие дни тоже было много раненых и убитых. Военные стреляли в мирных людей  не только после наступления комендантского часа, но и в дневное время.

Ширин Манафов

 

 

 

И ДРУГИЕ...