Тяжела жизнь на чужбине...

Тяжела жизнь на чужбине...

...Таинственный Тегеран еще не пробудился от зимнего сна, город в предвкушении весны. Слабые лучи солнца еле прогревают этот великий город.  Зачем старому Тегерану обманчивое тепло наступающей весны? Кипящая жизнь в этом великом городе напоминает могучий вихрь. Терпеливый Тегеран прекрасно знает, кому и когда что нужно...

Чайхана в провинции, где живут азербайджанцы с 1953 года, хорошо известна каждому. И не только потому, что здесь подают самый вкусный чай в прикуску с самыми вкусными сладостями, кишмишом, ногулом (ред.-восточная сладость), но и потому, что здесь, в этой чайхане, собираются проживающие в Тегеране азербайджанцы, творческие люди.

Этим вечером в чайхане многолюдно. Люди сидят в чайхане, утопая в сигаретном дыме и аромате кальяна, и слушают азербайджанский мугам в исполнении музыкантов, удобно устроившихся в углу этого маленького и уютного салона. Звуки родного «Раст»а, «Шур»а, «Заминхаре» греют сердце. Люди, затаив дыхание, слушают трогательный и полный тоски «Сегях» в исполнении 86-летнего ханенде, прижавшего к груди потертый временем, старенький дяф (ред.- азербайджанский народный музыкальный инструмент типа бубна).

Несмотря на годы, голос все тот же. Это голос сердца, полного тоски по Родине. Ханенде поет и плачет, слушатели не могут сдержать слез. Если б не гордость, он отложил бы дяф и расплакался, выплакав всю тоску по родной земле.

Любовь к музыке придает силы этому пожилому, одинокому человеку. Великолепие звуков тара и кяманчи, совершенство газелей (ред.- стихотворная форма) подпитывают его. Любовь и уважение живущих на чужбине людей, таких же, как он сам, - словно бальзам на его израненную душу. Пожилой ханенде прекрасно знает, что им, как и ему, звуки мугама напоминают далекую Родину, любовь к которой дороже всего на свете. Он может кое-как прожить на гроши, которые получит за исполнение, но как ему прожить вдали от Родины...

Не все в чайхане знают, что этот пожилой ханенде, уважительно называемый Сеид ага, - Сеид Мирбабаев, некогда популярный в Баку ханенде и миллионер. Его настоящее имя - Миртаги, он родился в религиозной семье в 1867 году и прославился как ханенде. В 1906 году известная звукозаписывающая студия «Граммофон» пригласила его на запись в Ригу и Варшаву, где были выпущены его грампластинки.

Сеид был звездой бакинских свадеб, он был частым гостем на свадьбах знатных семей, которые осыпали его золотом за потрясающее исполнение. Голос принес ему большую славу. Грампластинки Сеида Мирбабаева продавались огромными тиражами. Жизнь ханенде круто изменилась после его выступления на свадьбе единственного сына миллионера Шихбалаева. На этой свадьбе дядя жениха, восторженный исполнением ханенде, закричал, что дарит Сеиду скважину в местечке «Бала шоранлыг», доставшуюся ему в наследство от бабушки.

«Сеид, дарю тебе скважину в «Бала шоранлыг». Она еще не пробурена до конца, но это я беру на себя. Если из нее забьет нефть, ты станешь миллионером. А теперь подари нам свое прекрасное исполнение», - заявил он.

Весь Баку впоследствии говорил об этой свадьбе, многие считали обещание дяди жениха ложью, однако спустя некоторое время из скважины забил нефтяной фонтан, и ханенде Сеид стал миллионером Сеид ага.

Сеида, растерявшегося от неожиданной удачи, опекал известный меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев. Он высоко ценил музыкальные способности Сеида, покупал и часто прослушивал его пластинки. По настоянию Тагиева Мирбабаев получил образование в Горийской семинарии.  

Нефтяные деньги полностью изменили Сеида. Разбогатевший ханенде стал стесняться своей профессии, скупал и разбивал вдребезги свои пластинки. Его прельщала роскошная жизнь миллионера, манил блеск монет. Сеид не создал семьи. По настоянию Гаджи Зейналабдина Тагиева он купил одно из самых красивых зданий в Баку - так называемый «Губернаторский дом», нынешнее здание Госнефтекомпании, однако ему не суждено было прожить там долго. Революция заставила Мирбабаева, как и других миллионеров, покинуть Азербайджан. Он отправился в Париж, однако вскоре привезенные им с собой деньги, закончились. Разорившийся миллионер слонялся по улицам Парижа, где его встретил представитель знатного рода Ашурбековых - Теймур бек Ашурбеков. Он увез знаменитого ханенде с собой в Тегеран. Теймур бек и его дети заботились о Мирбабаеве, опекали его.

Народ, высоко ценивший талант ханенде, сохранил его грампластинки.

... Небольшая чайхана в центре Тегерана была для пожилого ханенде кусочком родного Азербайджана. Он знал, что больше никогда не увидит своей Родины, которую любил беззаветно. В последний раз он исполнил «Сегях», с тоской в голосе спев строку «тяжела жизнь на чужбине».  

Сеид Мирбабаев скончался в Тегеране в 1953 году в возрасте 86 лет.

 

Фархад Сабироглу

 

 

И ДРУГИЕ...